В 70-80-е гг. XX в. с появлением концепции «маркетинга отношений» или принципа коммуникации со всеми участниками рынка в рекламе произошли изменения, направленные на раскрытие отношений со всеми рыночными субъектами, способствующими извлечению максимальной прибыли. Позиции маркетинга отношений представляют собой процесс создания новых ценностей в тесном взаимодействии с производителями и потребителями и совместного использования полученных от этого выгод.
Ядром рекламной стратегии выступает потребитель. Реклама в концепции призвана выделять ценности через позиционирование, развивать их через полезность, выгоды, восприятия. Приоритетом в области рекламных коммуникаций выступает формирование имиджа торговой марки и марочного капитала.
Методологией, позволяющей разработать концепцию отношений в рекламе, выступает структурный анализ обменных функций субъектов рекламной деятельности. Рассмотрение обусловлено тем, что они действуют на рекламном рынке открыто, свободно обмениваются рекламной информацией и конкурируют. Цель концепции заключается в обеспечении целостности и устойчивости рекламного процесса, получения синергетического эффекта, как результата внутрисистемного взаимодействия между субъектами рекламной деятельности и системы с деловой средой.
По своей сущности концепция отношений выступает за совершенствование индивидуальных коммуникаций, включает в себя в качестве составляющих маркетинг социального и экономического взаимодействия, которые раскрываются в иерархии подсистем: внутрисистемной, партнерской, институциональной и их составляющих. Анализ концепции с позиции системы позволил выявить основные подсистемные признаки, которые легли в основу содержания концепции отношений в рекламе.
Исследуя взаимоотношения участников рекламной деятельности, можно выделить три главные схемы:
- 1) рекламодатель — рекламопроизводитель — рекламораспространитель — потребитель;
- 2) законодатели — главные субъекты деятельности — общество;
- 3) рекламодатель — посредники (рекламные агентства, медиабайеры, медиаселлеры).
Из составляющих системного анализа можно выделить два концептуальных направления:
- 1) внутрисистемного взаимодействия участников непосредственного рекламного процесса с потребителями, рекламодателем;
- 2) институционального взаимодействия субъектов рекламного процесса с обществом, законодательством, властью, инвесторами.
Реклама выступает коммуникационной формой регулирования отношений потребностей, формой управления поведением потребителей, инициирующим инструментом возникновения потребностей. С позиции спроса стратегии управления направлены на сохранение постоянных потребителей и привлечение новых, на завоевание доли пришедших в упадок или слабеющих рынков. Рост конкуренции на рекламном рынке уменьшает число непозиционированных потребителей, поэтому современная концепция рекламной деятельности заключается в разработке такой стратегии, которая бы позволила привлекать новых и сохранить уже имеющихся потребителей, обеспечить создание длительных отношений с ними через разработку в рекламе добавочной потребительской ценности и максимального удовлетворения их в интересующей информации.